ПМ.04 ЭБ

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

1. Область применения программы

Программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные законодательством сроки;

ПК 4.3. Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки;

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана;

ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков;

ПК 4.7. Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков.

 

Уровень образования: среднее общее.

 

Опыт работы не требуется

 

2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт в:

  • составлении бухгалтерской отчетности и использовании ее для анализа финансового состояния организации;

  • составлении налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и форм статистической отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;

  • участии в счетной проверке бухгалтерской отчетности;

  • анализе информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

  • применении налоговых льгот;

  • разработке учетной политики в целях налогообложения;

  • составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности

уметь:

  • использовать методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем,

  • определять источники, содержащие наиболее полную и достоверную информацию о работе объекта внутреннего контроля;

  • выбирать генеральную совокупность из регистров учетных и отчетных данных, применять при ее обработке наиболее рациональные способы выборки, формировать выборку, к которой будут применяться контрольные и аналитические процедуры;

  • применять методы внутреннего контроля (интервью, пересчет, обследование, аналитические процедуры, выборка);

  • выявлять и оценивать риски объекта внутреннего контроля и риски собственных ошибок;

  • оценивать соответствие производимых хозяйственных операций и эффективность использования активов правовой и нормативной базе;

  • формировать информационную базу, отражающую ход устранения выявленных контрольными процедурами недостатков;

  • анализировать налоговое законодательство, типичные ошибки налогоплательщиков, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами;

  • определять объем работ по финансовому анализу, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах;

  • определять источники информации для проведения анализа финансового состояния экономического субъекта;

  • планировать программы и сроки проведения финансового анализа экономического субъекта и осуществлять контроль их соблюдения, определять состав и формат аналитических отчетов;

  • распределять объем работ по проведению финансового анализа между работниками (группами работников);

  • проверять качество аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа, и выполнять процедуры по ее обобщению;

  • формировать аналитические отчеты и представлять их заинтересованным пользователям;

  • координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе проведения финансового анализа;

  • оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта;

  • формировать обоснованные выводы по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа экономического субъекта;

  • разрабатывать финансовые программы развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта;

  • применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования и управления денежными потоками;

  • составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивать составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта;

  • вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта, вносить соответствующие изменения в финансовые планы (сметы, бюджеты, бизнес-планы);

  • отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;

  • определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

  • закрывать бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

  • устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;

  • осваивать новые формы бухгалтерской отчетности; адаптировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность Российской Федерации к Международным стандартам финансовой отчетности

знать:

  • законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, консолидированной финансовой отчетности, аудиторской деятельности, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения;

  • гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности;

  • определение бухгалтерской отчетности как информации о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

  • теоретические основы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

  • методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

  • порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

  • методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

  • требования к бухгалтерской отчетности организации;

  • состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

  • бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах как основные формы бухгалтерской отчетности;

  • методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

  • процедуру составления приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

  • порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

  • порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;

  • сроки представления бухгалтерской отчетности;

  • правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;

  • формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;

  • форму отчетов по страховым взносам в ФНС России и государственные внебюджетные фонды и инструкцию по ее заполнению;

  • форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;

  • сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

  • содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;

  • порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

  • методы финансового анализа;

  • виды и приемы финансового анализа;

  • процедуры анализа бухгалтерского баланса:

  • порядок общей оценки структуры активов и источников их формирования по показателям баланса;

  • порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;

  • процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

  • порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;

  • состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;

  • процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;

  • процедуры анализа отчета о финансовых результатах;

  • принципы и методы общей оценки деловой активности организации,

  • технологию расчета и анализа финансового цикла;

  • процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;

  • процедуры анализа влияния факторов на прибыль;

  • основы финансового менеджмента, методические документы по финансовому анализу, методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками;

  • международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и Директивы Европейского Сообщества о консолидированной отчетности

 

3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 230 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 149 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 116 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 33 часа;

производственной практики – 72 часа;

экзамен по модулю – 9 часов.

 

Есть вопросы?
мы Вам перезвоним